Пограничные сторожевые корабли проекта 10410«Светляк»— серия советских и российских пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) 3-го ранга прибрежной зоны. По классификации НАТО:Svetljak-class. Спроектированы в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Производятся на ОАО «Восточная верфь» (Владивостокский судостроительный завод, завод № 639), Ярославском судостроительном заводе и петербургской судостроительной компании «Алмаз».
Проект сторожевых кораблей 10410 получил своё развитие:
· Проект 10410Б «Светляк-МН»,
· Сторожевые катера проекта 10412 «Светляк»
Разработка проекта
ПСКР проекта 10410 был спроектирован в 80-х годах XX века Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для замены ПСКР проектов 205П и 1241-2. С наступлением XXI столетия повысились требования к пограничным катерам: нужны более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа. Разработка нового ПСКР стали осуществляться в ЦМКБ «Алмаз» в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации на основе проекта 10410, и получившим обозначение 10412.
Основным конкурентом в тендере на новый ПСКР являлся ЦКБ «Рубин». По новой программе предполагалось вести строительство патрульных кораблей для ФПС крупной серией на нескольких предприятиях.
2 сентября 2015 года пограничный сторожевой корабль ПСКР-312 проекта 10410Б покинул акваторию ОАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» и ушёл в Кронштадт на ходовые испытания. Корабль с заводским № 312 спущен на воду 29 мая этого года и стал последним, 40-м кораблём в серии.
Планировалось, что заменой данному проекту станут ПСКРы проекта 22460.
Однако, пограничная служба ФСБ России решила возобновить строительство ПСКР проекта 10410, выдав в 2016 году заказы на постройку ещё четырёх единиц — двух на АО «Восточная верфь» во Владивостоке (заводские номера [зав. №] 414 и 415), одного — на ПАО «Ярославский судостроительный завод» (заводской номер 809), и одного — на ПАО Судостроительная фирма «Алмаз».
8 июня 2018 года на ПАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду строящегося для Пограничной службы ФСБ России пограничного сторожевого корабляПСКР-933 «Керчь»проекта 10410 (шифр «Светляк», разработчик АО «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“») с заводским номером 313. Это первый пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 10410, построенный в России после возобновления серийного строительства этого проекта.
Конструкция
Корабль предназначен для несения службы в пограничной службе ФСБ РФ, контроля государственной границы, соблюдением иностранными судами экономической зоны страны, охраны природных ресурсов в пределах этой зоны, охраны прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защиты судов от нападения диверсантов-террористов, а также отражения вооружённого нападения воздушного и подводного противника — подводных лодок и пловцов.
Оптимальные обводы корпуса в сочетании с автоматизированной дизельной установкой состоящей из трёх российских звездообразных 56-цилиндровых дизелейМ520«Звезда» делают корабль простым и экономичным в эксплуатации, имеющим высокую скорость полного хода 29 узлов и большую дальность плавания экономическим ходом 2200 миль, полным водоизмещением 375 тонн. Электроэнергию вырабатывают дизель-генераторы: один дизель-генератор ДГР2А-200/1500 мощностью 200 КВт и два дизель-генератора ДГФ2А-100/1500 мощностью по 100 КВт[6].
Вооружение
Ракетно-артиллерийское вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
· АУ АК-630М (3000 выстрелов)
· АУ АК-176М (152 выстрелов)
· 16 ПЗРК типа «Игла»
· 2 гранатомета МРГ-1 или ДП-64
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода
· АУ АК-306
· Две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 мм побортно
· 16 ПЗРК типа «Игла»
· 2 комплекса ПУС «Колонка-219-1»
Радиотехническое и навигационное вооружение
На кораблях постройки ОАО «Алмаз»
· РЛС управления стрельбой МР-123-01 или МР-123-02ц
· Навигационная РЛС МР-212/201 и НРЛС «Пал-Н» или РЛС «Лиман» и ИНС «Горизонт-25»